Для группы «Смысловые галлюцинации» 2016 год должен стать последним в ее творческом пути. Последняя группа, которую официально приняли в рок-клуб города Екатеринбурга (тогда еще Свердловска), отправилась в масштабный тур с говорящим названием «Последний старт» по всей стране. 21 октября апологеты отечественной версии нью-вейва добрались и до калининградской «Вагонки». Афиша RUGRAD.EU отправилась на концерт и выяснила, почему нельзя быть вечно молодым.

Через час после того, как двери «Вагонки» были открыты, большой зал клуба заполнен максимум процентов на 30. Бар тоже в этот раз пугает отсутствием очередей. Коридоры девственно пусты. Всенародная слава и любовь пришли к группе «Смысловые галлюцинации» только в начале «нулевых», когда их песни попали в саундтрек фильма «Брат-2», а «Наше Радио» (считавшееся тогда прогрессивной радиостанцией) щедро давало эфиры группе со странным и трудно выговариваемым названием. Про свою молодость лидер команды Сергей Бобунец в различных интервью любит вспоминать, что «они были панки», но потом группу потянуло в сторону надрывных романтических текстов (где слово «звезды» упоминалось так часто, что рябило в глазах) и пресловутого гитарно-синтезаторного саунда а-ля «новая волна». В результате российский «глянец» середины «нулевых» сходу окрестил «Глюков» «русским New Order». Логика редакторов была простая: раз тексты про любовь, которую не надо топтать, а музыка в мажорной тональности и под нее можно танцевать, то значит, это «русский New Order». Ну или «русские The Cure». Бобунец, как кажется, такому сравнению с кумирами юности не сильно сопротивлялся.

На заднике сцены висит большой экран. Там, само собой, изображена звезда. Чуть позже, там появится схематический рисунок первого советского спутника и надпись «Космос наш!». Так называется небольшая поэтическая зарисовка Сергея Бобунца, разбавленная отрывками предполетной речи Юрия Гагарина. «Давай! Давай!», - кричит толпа в сторону экрана. У группы слишком замысловатое название, и кричать его пьяным хором весьма затруднительно. Поэтому приходится довольствоваться чем-то более коротким.

Но вместо группы на сцене появится владелец «Вагонки» Андрей Левченко. Грустно поглядывая в зал, он вспомнит про былые времена. «Я здесь всю жизнь провел!» - не то похвастается, не то пожалуется владелец клуба и напомнит собравшимся, что «Смысловые галлюцинации» в Калининград больше никогда не приедут. «Вранье!», - кричат ему в ответ. Левченко, такое ощущение, подобной реакции не ждет. Речь оборвется, и шоумен ретируется.

Сергей Бобунец на сцене появляется в черном балахоне и кепке такого же цвета. Одежда остальных членов группы тоже яркими тонами не отличается. «Вечность встанет с нами рядом!» - декламирует солист со сцены с гитарой наперевес. Одноименный сингл команды был выпущен в 2014 году. Наверное, эту песню можно назвать манифестом современных «Глюков». С «Вечно молодым» эту песню разделяют 14 лет. Если вчитываться в каждую строчку, то можно проследить эволюцию взглядов Сергея Бобунца и сотоварищи.  

Потом группа вспоминает про старые хиты. Звучат «Охотники» с одной из самых депрессивных пластинок в отечественном поп-роке «нулевых» «Лед 9». «Мне не нужна твоя жизнь – мне нужна твоя смерть», - послушно скандируют первые ряды вслед за солистом. «Ты можешь лучше!» - кричат Бобунцу откуда-то с галерки. Но солист с публикой дискутировать не хочет. Ему проще закончить свою работу, отложить на некоторое время гитары, переночевать в гостинице, а потом аэропорт, следующий город, очередной саундчек, счет которым уже давно потерян. И так до победного конца, пока прощальный тур не подойдет к своему логическому завершению. Порой кажется, что румяному и пышущему телесным здоровьем Сергею Бобунцу и самому уже как-то неудобно петь со сцены про все эти инфантильные страдания, где надо обязательно с чем-то срифмовать слово «слезы». Наверное, все-таки с возрастом восприятие собственных песен должно меняться: там, где раньше виделся вселенский пафос, трагедия и что-то равное «Страданиям юного Вертера», теперь остаются только простые глагольные рифмы

Помучив для порядка публику относительно новыми вещами («Мысленный волк», «Демоны», «Зверь»), «Глюки» возвращаются к «золотому» наследию. «Зачем топтать мою любовь?» - стонет на сцене солист с трагическими интонациями пьеро в голосе. «Бездна», «Первый день осени», «Апрель» (который в альбомной версии был практически полуакустическим, а на концерте усилился прямой бочкой) – группа тщательно вспоминает все свои главные слезоточивые гимны и, как кажется, ничего не пропускает.

  

Вспоминают и о преемственности в русском роке. Сначала играют «Мама, мы все тяжело больны» «Кино» (на этой песне каким-то чудом на сцену выскочит зритель, но охрана сработает оперативно), а потом «Жажду» старших коллег и вдохновителей - группы «Наутилус Помпилиус».

«Глюки» не собираются тянуть время. Достаточно быстро они переходят к главным своим «боевикам» : «Розовые очки» , «Звезды-3000». Тот самый «Вечно молодой», которого все ждут, звучит уже где-то через час после начала концерта. Расправившись с собственным синглом, который принес группе общероссийскую славу, музыканты деловито кладут гитары и уходят за кулисы. Их зовут обратно. Они держат дежурную паузы и возвращаются. Вновь начинаются каверы. Опять «Кино» - измененный до неузнаваемости, превращенный в танцевальное диско-мессиво «Последний герой», в котором не осталось никакой панковской ноты, и практически дословно воспроизведенный хит еще одних старших товарищей по уральскому рок-братству «Ковер-вертолет» «Агаты Кристи». «Глюки» могут ехать в следующий город. Самые преданные фанаты успокаивают себя, что на календаре по-прежнему двухтысячный год, ничего, собственно, не изменилось, а все слухи про распад – это вранье.