Оксана Тарасенко, Корреспондент: «Наука - это не только серьезные доклады на конференциях – это еще вот такие мастер-классы. Здесь со мной в этой комнате ученые из разных городов России и Казахстана. Люди разных национальностей. И сейчас они все вместе учатся исполнять круговой якутсткий танец. И так они задорно это делают, что невозможно не присоединиться».

Хоровод – да не тот. Филологи, музыковеды, ученые и работники культуры взялись за руки – в танце очищения и поклонения солнцу по традиции якутов, повторяя слова песни, придуманной здесь же. Народной импровизации и аллитерации - терпеливо, как детей, участников научного форума учит якутский педагог Айталина Мойтохонова.

Айталина Мойтохонова, Преподаватель фольклора (Якутия): «Это поешь, то, что видишь. Прямо. А аллитерация – с одной буквы начинаешь, с этой буквы заканчиваешь».

За секунду сочинять стих, подбирать слова. Анекдотическое «Что вижу, то пою» – не так-то просто исполнить. Не так легко, как кажется, и станцевать уникальную – новосибирскую кадриль. Сохранилась - только в нескольких деревнях Новосибирской области.

Наталия Кутафина, Руководитель школы русской традиционной культуры: «Та пляска, которая объединяла деревенскую молодежь и развивала мозг, развивала психологические отношения, отношения мужчины и женщины».

Русским народным танцам, сказкам, обрядам внимание и защита нужны не меньше, чем творчеству коренных народов Сибири. Это кажется – самая многочисленная нация. Русский фольклор уже исчезает - на окраинах бывшего Советского союза.

Талантаалы Бакчиев, Кандидат филологических наук (Киргизия): «Я помню, в детстве мы слышали русские песни, частушки в своих селах. А сейчас это невозможно услышать и увидеть – это уже в прошлом».

Успеть записать. Хранители уходят. Об этом – переживают исследователи. Фольклор для развития страны не менее важен, чем пресловутые нанотехнологии.

Кузьмина Евгения Николаевна, Заведующая сектором фольклора народов Сибири Института филологии СО РАН: «Это тот стержень, та основа, та база, на которой человек формируется. Это ценности духовного плана, эстетического, нравственного плана. Это то, что держит человека. И фольклор поэтому дошел до наших дней, потому что это является источником духовной жизни людей и народов в целом».