20 октября Евгения Кривицкая и Пётр Татарицкий привезли в областной центр просветительско-образовательный проект «Путешествие в оперу», специально придуманный для Белгородской области.

Представление прошло в Белгородском институте искусств и культуры (БГИИК).

До этого в рамках проекта в районах области показывали музыкальное представление «Сказка о царе Салтане».

В Белгороде проект получился особенным: во-первых, из-за аудитории – это были студенты вузов, во-вторых, само оперное и литературное произведение «Руслан и Людмила» более обширное, чем «Сказка о царе Салтане».

Музыкальное представление «Руслан и Людмила» создано из ярких вокальных фрагментов оперы Михаила Глинки и из иллюстрирующих эти арии литературных цитат-отрывков из текста поэмы Александра Пушкина.

Ведущий вечера, а точнее рассказчик, проводник юного зрителя в мир оперной классики Пётр Татарицкий читает сокращённый вариант поэмы отечественного классика. Он то со страстью поёт хвалебную оду прекрасной Людмиле, выражая восхищение её обожателей, то оглушающе пищит, как старуха, то с тревогой и волнением описывает поход Руслана… Либретто чередуется с вокальными сольными партиями московских и белгородских музыкантов.

В понимании оперы помогает песочная анимация, которая визуализирует всё, что в музыке говорится звуком, а также иллюстрирует сюжет и выполняет функции декораций. Всё это создаёт произведение, где каждый из кодов искусств если не дублирует, то дополняет другой, облегчая восприятие ребёнка.

Идея волшебства искусства, когда одно перетекает в другое. Я думаю, это главное, что есть в этом проекте. Кроме того, для Белгорода и Белгородской области, где нет музыкального театра, где нет жанра оперы ни в каком виде, такой проект подготавливает ко встрече с оперой и рассказывает вообще, что есть такой жанр, что люди могут говорить о своих чувствах не только словами, а через музыку, через голос, пение.

Евгения Кривицкая

автор идеи и арт-директор проекта

Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии под управлением Дмитрия Филатова периодически играет повторяющиеся музыкальные темы, которые относятся к определённым героям, например, к Людмиле или Черномору, когда в сюжете оперы о них заходит речь.

Черномор вообще не появляется в опере Глинки, там нет такого певца, есть только музыка его марша. Он не виден. Здесь он тоже звучит, как отдельное напоминание этого марша. Тема Людмилы периодически повторяется: например, она отпела арию, но мы о ней вспоминаем по музыке, звучащей в оркестре. Это система лейтмотивов, как в операх Римского-Корсакова, Вагнера. Здесь серьёзная авторская работа. Это эксклюзивный авторский проект, сделанный с желанием того, чтобы его было интересно слушать.

Но есть в постановке «Руслана и Людмилы» на сцене БГИИК отличие от оригинального текста Александра Пушкина. Так, роль молодого хазарского хана Ратмира исполняет Оксана Никитина (меццо-сопрано), несмотря на то, что герой – мужчина. Это не только придаёт произведению особый звуковой рисунок, как в оригинальном звучании оперы Михаила Глинки, но ещё несёт определённую смысловую нагрузку: хан Ратмир вовсе не соперник доблестному и мужественному Руслану.

В Москве, когда мы показывали в другом формате «Руслана и Людмилу», партию Ратмира пел контратенор, то есть мужчина с высоким сопрановым тембром. Здесь нет такого голоса, и мы решили, что позовём меццо-сопрано. На самом деле для такого голоса писал Глинка, и первой исполнительницей Ратмира была контральто, примадонна Большого и Мариинского театров.

Евгения Кривицкая

автор идеи и арт-директор проекта

Костюмы, задействованные в постановке, тоже стилизованные. Часть из них предоставила Белгородская филармония, другая часть – собственная коллекция артистов.

Это так называемый подбор. Мы точно знали, как должны были выглядеть герои. Большинство участников – это оперные певцы, поэтому либо у них, либо в их театрах есть костюмы, отдельные элементы. Белгородская филармония помогла кольчугой Руслана.

Евгения Кривицкая

автор идеи и арт-директор проекта

В постановке арию старца финна исполняет Константин Кривцов (тенор), витязя Фарлафа – Илья Ушуллу (бас), хана Ратмира играет Оксана Никитина (меццо-сопрано), Наину, злую волшебницу – Людмила Бодрова (сопрано), Руслана – Руслан Розыев (бас), Людмилу – Анастасия Белукова (сопрано).

Также в музыкальном действии участвуют симфонический оркестр под управлением Дмитрия Филатова, камерный хор Белгородской государственной филармонии (главный дирижёр Елена Алексеева), Пётр Татарицкий (рассказчик) и художник песочной анимации Артём Нерсес.

В российских театрах опера «Руслан и Людмила» идёт крайне редко, потому что это грандиозное полотно. Даже в нашем варианте это два часа без перерыва.  

Евгения Кривицкая

автор идеи и арт-директор проекта

Как музыкальный критик я довольно часто хожу на различные концерты, программы, посвящённые детям, и наблюдаю, как они скучают в зале, потому что классическая музыка для пятилетнего или семилетнего ребёнка – это всегда испытание. Как ему облегчить понимание серьёзной музыки: оперной классики и симфонической музыки? Я стала задумываться об этом, и вместе с Петром Татарицким мы придумали, как соединить разные виды искусств, чтобы у ребёнка всё время переключалось внимание.

Евгения Кривицкая

автор идеи и арт-директор проекта

Министерство культуры РФ и Автономная некоммерческая организация Информационная творческая студия «Хорошие идеи» поддержали инновационный проект «Путешествие в оперу», соавторами которого являются Евгения Кривицкая и Пётр Татарицкий. Белгородская филармония выступила принимающей стороной в его реализации. Как отмечают авторы проекта, в будущем он будет развиваться.