SakhaLife стало известно, что в марте 2016 года случайно обнаружилась в частной коллекции в Москве большая картина (173 х 145 см), написанная в 1938 году. Об этой картине в Якутии никто не знал. Между тем картина уникальная. На картине изображены первые депутаты Верховного Совета СССР от Якутской АССР: — ОЛЕСОВА Ирина Дмитриевна (в центре картины), первый кавалер ордена «Знак Почета» в Якутии, ей П.А. ОЙУНСКИЙ посвятил знаменитые тогда стихи «Дорообо, туйгун кыыс ?р??чэ», тогда орденами награждали очень редко и И.Д. ОЛЕСОВА стала известна всей республике; — СИДОРОВА Софья Петровна (крайняя справа), в то время постоянный представитель Якутской АССР при Президиуме ВЦИК, потом – первый председатель Президиума Верховного Совета Якутской АССР; — ШЕМЯКОВ Николай Васильевич (крайний слева), эвенк, охотник-стахановец (на картине изображен с охотничьим ружьем), впоследствии в течение многих десятилетий был председателем исполкома Жиганского райсовета Якутской АССР; — НОВИКОВА Дарья Петровна (внизу в центре), стахановка-хлебороб (на картине изображена со снопом пшеницы), потом – почетный гражданин Амгинского района Якутской АССР; — КУРИЛОВ Николай Константинович (крайний справа сверху), юкагир, один из активных организаторов оленеводческих хозяйств в Нижнеколымском районе. *** Двоих не удалось идентифицировать. Судя по тому, что на картине изображены именно депутаты Верховного Совета Якутской АССР от Якутии, это могли бы быть также депутаты. Но из-за того, что они подверглись репрессии, художнику пришлось вместо них нарисовать других лиц: — человек с европейскими чертами лица, судя по костюму, мог быть ПЕВЗНЯК Павел Матвеевич, первый секретарь Якутского обкома ВКП(б), на фотографиях того времени он одет точно так же; — женщина азиатской внешности слева от И.Д.ОЛЕСОВОЙ могла быть нарисована на месте кого-то, кого пришлось стереть – возможно, им был ОЙУНСКИЙ Платон Алексеевич. *** Картина представляет собой эскиз фрески павильона «Дальний Восток» Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, где был отдельный зал с экспозицией Якутской АССР. Известно, что якутская экспозиция была выставлена в 1939 году во время проведения Первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, и в ней принимали участие изображенные на картине И.Д.ОЛЕСОВА, Н.В.ШЕМЯКОВ, Д.П.НОВИКОВА, Н.К.КУРИЛОВ. Картина хорошо сохранилась, качественно отреставрирована, уже экспонировалась на ряде выставок. *** Картина представляет большую историческую ценность для народов Республики Саха (Якутия), поскольку изображает известных людей саха, эвенков и юкагиров. С.П. СИДОРОВА является одним из выдающихся государственных деятелей республики. Недавно торжественно отмечалось 100-летие со дня рождения И.Д. ОЛЕСОВОЙ. Н.В. ШЕМЯКОВ и Н.К. КУРИЛОВ являются гордостью эвенкийского и юкагирского народов. *** Художественное достоинство картины несомненно – изображенные люди в основном получились обаятельными, позитивно настроенными, улыбчивыми, а не суровыми и бесстрастными, как было принято сниматься на фотографиях того времени. Картина передает энтузиазм первых десятилетий Советского Союза, когда к концу 1930-х годов уровень жизни народа стала подниматься. *** Если подтверждается версия, что вероятные изображения двух человек – П.А. ОЙУНСКОГО и П.М. ПЕВЗНЯКА – пришлось стирать и вместо них нарисовать абстрактных лиц, то картина также передает сложные исторические противоречия того времени. По П.М. ПЕВЗНЯКУ необходимо отметить, что во многом благодаря именно ему репрессии в Якутии были не столь масштабными, чем в других автономных республиках, количество смертных приговоров было минимальным – П.М. ПЕВЗНЯК, в отличие от руководителей других регионов, не требовал повышенных показателей по репрессиям. М.К. АММОСОВ, П.А. ОЙУНСКИЙ и другие были арестованы по делам, которые открыли вели центральный и другие аппараты НКВД. *** Наверное, необходимо передать данную картину в художественную сокровищницу Республики Саха (Якутия), это стало бы значимым историческим, политическим событием. Но лучше вынести этот вопрос на общественное обсуждение – нужно ли добиваться включения этой уникальной картины в историческую и культурную память республики?