«Ностальгия по русской старине» - так назвала свою выставку ведущий искусствовед Псковского музея-заповедника Наталья Салтан. Экспозиция приурочена к юбилею автора. С девяносто девятого года Наталья Салтан входит в гильдию народных мастеров области, хотя профессионалом в этом себя не считает. Её выставки проходят и в России и за рубежом.
 

    Бояре и мужики, «красны девицы», ярмарочные торговцы, охотники, лесорубы. Люди, точно такие, как те, что живут в нашем представлении о России. С ее языческими сказаниями о лесной нечисти, мифами о восстающей из пепла птице Сирин и горним миром. В котором княгиня Ольга хранит и славит Псков, Борис всегда рядом с Глебом, Божьи Ангелы напоминают детей и внуков. "Ностальгия по русской старине"- так назвала свою выставку ведущий искусствовед Псковского музея-заповедника Наталья Салтан. Скульптурки из дерева, игрушки - бесценные образы начинались, как попытка работать подобно наивным скульпторам Василию Дмитриеву и Мартину Коппасу, чьи произведения хранятся в Псковском музее. С той только разницей, что наивным искусство Натальи Салтан назвать нельзя. Человек, искушенный в искусстве благодаря огромным знаниям и природному таланту, искусствовед, выпускница ЛГУ, она видит, как происходит унификация, стирание границ национальной самобытности. Потому сознательно выбирает народное, русское в своем творчестве. В ее эстетике опыт символистов, русского и европейского модерна. И собственное творчество для Натальи Салтан началось с круговой росписи пасхального яйца. Образа бесконечности и начала начал, одного из самых главных символов мировой культуры, в который включаются древние храмы Пскова.

    
        НАТАЛЬЯ САЛТАН, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛА ПСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА:
        Все началось с яйца, принесенного моей коллегой, выточенного на токарном станке ее папой. И я держа его в руках почувствовала его форму по-новому, как маленькую модель земли. Представила, что там на верхушке этой земли стоит церквушка, какие-то люди бегут к речке, плавают утки, гуси. Такая деревенька возникла в моем воображении.


    Юбилей Натальи Салтан и выставка совпали с сорокалетием работы в Псковском музее. Фонды современной живописи художественного отдела укомплектованы во многом благодаря ее усилиям. Для коллег Наталья Салтан - любимый наставник, учитель.

     ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОТДЕЛОМ ПСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА:
        Картинная галерея советского периода была сделана Натальей Ивановной в основном, и до сих пор она ею занимается. Последнее такое значимое приобретение для коллекции музея - 100 работ Алексея Аникиенка. 10 лет велась переписка с институтом ядерной физики и удалось по истечении этого срока получить 100 работ художника.


    С тысяча девятьсот девяносто девятого года Наталья Салтан входит в гильдию народных мастеров Псковской области по декоративно-прикладному искусству. Участвует в выставках в России и за рубежом. Она отказывается признавать себя профессиональным резчиком по дереву. Всегда идет за материалом. Сначала видит, что может жить в том или ином кусочке дерева. Иногда случается портретное сходство новых персонажей с друзьями или знакомыми. Тогда счастливчики получают их в дар. Но главная часть коллекции собирается с первой работы. Хранится в личном экспозиции. Персонажи живут. Веселятся псковские мужички и бабы, спешат на ярмарку, обещают погадать на картах цыгане, семьи многодетные и дружные. Феномен искусства Натальи Салтан еще и в синтезе театра, живописи, скульптуры, русскости и наднациональности. Того, что является знаком своего времени и остается жить вне всех последующих времен.

    Марина Михайлова, Денис Алексеев