Рязанский ювелир воссоздаёт украшения княжеских и царских особ – бармы. Один из лучших образцов был найден на рязанской земле два века назад. Сейчас он хранится в Оружейной палате Московского Кремля. А в Рязани может появиться его копия, начало уже положено.
        

                
                        
        
                
        
                        

        

            


                
                    Как они это делали? Вопрос, который не покидает мастера с момента задумки создать копию бармы. Той самой, которую нашли почти 200 лет назад на раскопках Старой Рязани. Непростое украшение во всех смыслах: символ княжеской власти и загадка умельцев прошлого. Отгадать её рязанский ювелир взялся всерьез. Украшение создается в нескольких техниках, от этапа к этапу проще не становится, а задачи только усложняются.

Барма – деталь парадного княжеского обличия. Она состоит из нескольких золотых медальонов. Каждый – шедевр ювелирного искусства. По легенде, первое украшение византийский император прислал Владимиру Мономаху. Именно оно стало примером для работы русских мастеров. Версия о том, что бармы создавали и ювелиры Старой Рязани, подтвердилась в начале прошлого столетия. Вероятно, над каждым элементом трудились в разных мастерских.


    
        
            Да, это очень сложно даже в современных условиях. Я изучал и историю ювелирного ремесла, и поражался, как это можно было в древности, на несовременном оборудовании такое сделать        
                
            Иван Ягодкин, ювелир-дизайнер        
            


У современных ювелиров для работы возможностей больше. Но даже сейчас на создание одного медальона у мастера ушло два мясца. Это лишь начало масштабной работы. В планах создать в Рязани копию бармы, которая находятся в Оружейной палате. Той самой, что нашли крестьяне на Старой Рязани, и которая сохранилась до наших дней.